Часть двадцать четвертая.

Автомуки (продолжение)

 После этого мы еще походили по другим дилерам, покатались на «Форде-Таурусе», «Крайслере-Циррус», на самом популярном и активно раскручиваемом мини-вэне «Додж-Караван», но душа тянулась обратно к «Гранд АМ».

 «Форды» меня не впечатляли, за исключением джипов «Эксплорер» и «Экспедишн», хотя последние сразу же отпугивали ценой – 50-60 тысяч.

 Заевшаяся и надменная «Хонда» едва ли не единственные дилеры в городе, где никто не кидался навстречу клиентам. Ко всему прочему, даже меня – верного ее поклонника - «Хонда» не удивила ничем. Единоборство с Тойотой, видимо, поглотило их целиком. Их малый джип «CR-V» - это точная копия RAV-4, а новый «Аккорд» практически не отличим от «Тойоты Камри» – ни ценой, ни внешним видом.

 А дальше началось самое интересное. Поскольку рюкзака, битком набитого пачками стодолларовых купюр, у меня не было, а обычную покупку в рассрочку я бы не потянул, то я для себя сразу решил, что буду подавать на lease (аренда). Я уже вкратце рассказывал о возможных вариантах приобретения автомобилей, но теперь я испытал это все на своей шкуре.

 Чем хороша аренда? Во-первых, ты водишь новую машину 3 года (стандартный срок аренды здесь), платя только арендную плату ежемесячно (куда правда входит некоторый банковский процент – как правило, в пределах от 1,9 до 4,8 процентов в год). Во-вторых, обычно эта плата заметно ниже, чем при покупке в рассрочку, поскольку за три года ты оплачиваешь примерно ПОЛОВИНУ стоимости (амортизация) автомобиля, после чего ты можешь либо выкупить его по остаточной стоимости, либо просто вернуть дилеру. В-третьих, обычно 3 года – это срок гарантийного обслуживания, а сюда входит буквально все. Скрипят колодки – приезжай-заменят. Перегорела лампочка в фаре – заменят. Если ты приехал утром, и что-то не в порядке – машину поставят в бокс, а тебя отвезут на работу и заберут с нее обратно. Если ремонт требует двух-трех дней – дадут другую машину на время ремонта твоей. В-четвертых, по окончании срока аренды ты можешь просто отдать машину назад и не мучаться проблемой ее продажи.

 Мало того, для всех гарантийных машин корпорации «Дженерал Моторс» существует «24 Hour Road Assistance» (круглосуточная помощь на дороге) по ВСЕЙ территории США и Канады. Ты звонишь по экстренному телефону, если заглох двигатель, кончился бензин, пробита шина и т.п. К тебе приедут и все сделают БЕСПЛАТНО. Где бы ты ни был. В центре Нью-Йорка или в степях Невады. Это приятно.

 Есть и минусы. Ты не владелец машины. И тебе разрешается наездить ТОЛЬКО 60 тысяч км за 3 года. Если больше – то берется около 10 центов за каждый лишний километр. Что, согласитесь, грустно.

Так вот. Я прокатился на четырех или пяти понтиаках у разных дилеров и понял, что это именно то, что я искал.

 Первый salesman (продавец) – элегантный седой француз по имени (почти как у Стендаля) Жульен Лакруа был дружелюбен и любезен. Когда мы приехали к нему во второй раз и пожелали прокатиться, он даже предложил нам проехаться самим. Далее дело дошло до торгов. Торговаться здесь принято, и те, кто умеет это делать, могут сбросить с начальной цены до 2-3 тысяч долларов, в зависимости от стоимости автомобиля.

 Сказать по совести, торговаться я не умею. Ну не дал бог этого куража, и все. У меня есть планка, до которой цена для меня приемлема, а после которой – нет.

 При торгах здесь надо иметь в виду вот что. На стоимость лиза влияют несколько компонентов:

Ø      Downpayment (первоначальный взнос).

Ø      Monthly payment (ежемесячная плата).

Ø      Security deposit (страховой депозит) – своего рода залог, возвращаемый по окончании срока аренды.

Ø      Ставка финансирования – годовой процент, взимаемый за предоставленную рассрочку.

Ø      Остаточная стоимость автомобиля.

 Плюс ко всему, понятно, накручиваются налоги на кондиционер, на шины, и общие налоги на продажу.

 Ушлые дилеры умело играют всеми этими цифрами. Любимый их трюк – это предложение уменьшить ежемесячную оплату за счет увеличения первоначального взноса. Практически, говорят они, вы выигрываете, так как вам нужно платить меньше в месяц. Но это означает, что вы фактически платите за несколько месяцев вперед! Сумма сделки не изменилась.

 Трюк номер два. “Мы уменьшим вам сумму ежемесячного платежа на 10 долларов, но срок аренды будет не 36, а 37 месяцев.” На первый взгляд – классно! Вы ездите на целый месяц больше – ура-ура!! Не торопитесь. Уменьшение платежа на 10 долларов в месяц обычно полностью съедается 37 платежом! Опять же фактически общая сумма сделки не изменилась. Лимит километров остался тем же.

 Трюк номер три. При выставлении цены они НИКОГДА не включают в нее налоги. Радостный клиент, приготовившийся платить, скажем, 350 долларов в месяц, при заключении сделки с удивлением узнает, что фактически ему предстоит выкладывать по 400! Налоги, сэр…

 Первый менеджер – хитрого вида рыжеватый малый с белесыми ресницами – более всего напоминал строчки Р.Бернса:

        Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец – плут.

 Малый заполнил нужные бумаги, и, посмотрев на нас туманным взглядом, сказал, что поскольку у меня нет кредитной истории, то придется заплатить больше денег сразу – то есть увеличить downpayment. Иначе Дженерал Моторс, якобы, может не одобрить сделку.

 Дело в том, что при оформлении сделки на аренду все дилеры «Дженерал Моторс» запрашивают добро в головной компании. Те должны проверить, грубо говоря, насколько ты платежеспособен, или как у них говорят, выяснить твою credit history (пресловутую кредитную историю).

 Эта кредитная история попортила немало крови многим новоиспеченным канадцам. Если у тебя есть кредитная карточка, или ты покупал какие-то вещи в рассрочку, а потом выплачивал эту рассрочку вовремя и честно, то у тебя есть хорошая кредитная история. А если у тебя есть хорошая кредитная история, то тебе легко получить кредитную карточку, или оформить рассрочку на приобретение каких-либо вещей. Чувствуете подвох? Еще пока нет? Ну, подумайте-подумайте…J

 Получается замкнутый круг. Без покупок в рассрочку у тебя нет кредитной истории, но без кредитной истории тебе никто не даст ничего в рассрочку. Вот он - волчий оскал капитализма. J

 К счастью, не все так плохо. И если проявить настойчивость и упорство, то какая-нибудь из акул капитализма когда-нибудь не выдержит и дрогнет перед натиском, и выдаст кредитку или продаст что-нибудь в рассрочку. А уж тогда капитулируют и все остальные. Рассрочки посыпятся, как из рога изобилия. Банки сами начнут предлагать вам свои бессчисленные «Визы» и «МастерКарды», а вы будете рыться в них как невеста с богатым приданым в женихах.

 Далее. Хитрый малый с не подобающим его физиономии именем Грант начинает втирать, что если я заплачу больше денег в качестве первоначального взноса, то шансов получить одобрение от Дж.М. гораздо больше. По его нахальной р… простите, лицу J видно, что он твердо вознамерился меня наколоть и выжать из меня как можно больше денег. Наглость его не имеет границ, и вот он уже предлагает мне оставить задаток. Расстаемся мы на том, что он просит прислать ему по факсу письмо от моего работодателя с подтверждением того, что я действительно у них работаю и зарабатываю такую-то сумму денег ежемесячно.

 Про себя я уже решил, что свет не сошелся клином на этом дилере, и завтра я уже был у ворот другого дилера той же Дж.М.

 Не успел я сделать двух шагов вдоль ряда стоящих на продажу понтиаков, как ко мне уже спешил сэйлсмен. Сэйлсмена звали Колин, он был рыж и толст, с веснушчатыми руками мясника Иркутского центрального рынка, и был шотландцем по происхождению. Колин оказался добродушным, хотя и слегка туповатым малым, который ни на один мой вопрос не мог ответить без консультации с менеджером. Они было предложили мне уже знакомый трюк с 37 месяцами, но я их быстро обломил, убив тем, что почти наизусть назвал все те налоги, которые они собирались мне накрутить. Они быстро согласились на мои условия, мы быстро пожали друг другу руки, после чего Колин отвел меня в офис своего менеджера.

 Я уже потирал руки, пока симпатичный молодой человек в галстуке, белой рубашке и в элегантных очках, широко улыбаясь, заполнял мои бумаги. Детали сделки были уже обсуждены, и мне казалось, что все уже было на мази, потому что я поддался уговорам Шона (так звали менеджера) и оставил залог в 500 баксов, чтобы “скрепить сделку”. Получение одобрения Дж.М. казалось пустой формальностью.

 О, боже милосердный! Как же наивны мы порой бываем в своей вере…

 Назавтра я позвонил Шону, который после паузы сказал, что Дж.М. потребовали наличия co-signer (кого-то, кто может выступить поручителем за меня). Я напрягся, но Шон опять заверил меня, что все по-прежнему на мази.

 На следующий день я нашел, уговорил и привел к дилеру одного из местных русских знакомых, который довольно давно уже живет в Канаде. Все опять было «на мази», правда, в конце беседы Шон намекнул, что может быть, Дж.М. и не одобрит сделку на новую машину, но уж на подержанную 99-го года – точно!

 Я уже не улыбался Шону при встрече, потому как все это стало меня слегка раздражать, ибо я все отчетливее начинал ощущать, как меня опять стараются надуть. В понедельник придя к дилеру, я увидел машину, которая мне предназначалась. Что ж… возможно, на иркутской автобарахолке белый понтиак 99-года и смотрелся бы неплохо, но здесь дело было другое…

 На спидометре было 40000 км пробега, что весьма немало по американским меркам. Кроме того, машина была изрядно попользована и выглядела слегка потрепанной. Я понял, что мне просто пытаются впарить подержанную машину. Гарантия на нее на 2/3 уже была использована.

 Я позвонил Шону и довольно жестко потребовал вернуть мне депозит. Так, спустя неделю я забрал, наконец, чек на свои кровные.

 Впереди лежала дорога к третьему дилеру. Расположенный в самом центре города автоцентр смотрелся эффектно. Площадки с автомобилями рядом не было, потому что она была… на крыше! Там же на крыше у них располагается вращающаяся платформа, на которой выставлен автомобиль. Модели меняются каждую неделю, и все это смотрится весьма красиво.

 Не буду утомлять вас всеми деталями. Скажу только, что опытный старый волк -менеджер с немецкой фамилией Колер и канадским именем Уэйн - сделал-таки то, что не удалось никому из предшественников. Дж.М. одобрил сделку. А дальше началось совсем смешное.

 Едва я успел положить трубку, когда Уэйн сообщил мне о положительном решении вопроса, как раздался звонок. Звонил любезный Шон и … предлагал вернуться назад к ним J. Фокус в том, что Дж.М. дает ОБЩЕЕ одобрение на сделку, которое распространяется НА ВСЕХ дилеров. Поэтому Шон чувствовал себя уязвленным, и к тому же не терял надежды по-прежнему заработать на мне. Я с трудом подавил в себе желание открыто послать его подальше, но уж  посмеялся я от души.

Но еще смешнее стало, когда мне передали, что звонил хитрый лис Грант, тот самый, который пытался кинуть меня первым, и просил перезвонить! J

 Вот такие дела. Опущу некоторые детали, как-то: оформление страховки на автомобиль, упорную борьбу с Уэйном за каждый доллар, и любезность продавца Мартина, отвозившего меня домой и забравшего меня с работы в день сделки. Дело сделано. Еще один этап адаптации к местной жизни пройден. И это главное.

 В следующих записках:

 Ø      Первая рабочая неделя

Ø      Red River

Ø      Тинейджеры

Ø      Что можно делать с телефоном?

Ø      Жизнь в кредит

…………

 А знаете, завтра исполнится ровно два месяца, как мы здесь. Иногда мне трудно в это поверить. Всего лишь два месяца. Целых два месяца… А кажется, что целая жизнь…

 Иногда на улице здесь встречаешь людей, удивительным образом напоминающих кого-то из тех, кого знал в России. Не двойники, но очень похожи. Забавно. Или это память услужливо пытается спровоцировать меня на приступ ностальгии? J Хотя… что-то мне говорит, что остались там люди, которых я знаю, двойников которым нет. Не существует в природе. Люди, которых не заменишь никем. Никогда.

                            

Хостинг от uCoz